11 шагов в продвижении сайта

seo

Сам себе оптимизатор? Почему бы и нет! Разбираем каждый шаг в SEO на пункты и за работу.

Попасть на первую страницу поисковой выдачи не только престижно, но и важно. Потенциальные клиенты находят Ваш сайт в поиске, переходят на сайт и становятся Вашими покупателями. Это ведь мечта каждого предпринимателя! Всё выглядит просто и понятно, но разберёмся, из каких этапов строится работа по продвижению сайта в поисковых системах. Может эта слишком простая мечта окажется невыполнимой.

Здесь мы говорим не о конкретной поисковой системе, а об общем подходе. Неважно для Яндекса или Гугла Вы оптимизируете сайт, так как базовые принципы одинаковы везде, а нюансы нас пока не интересуют.

Коротко о главном

Для простоты опишем схему работ:

  • Анализ ниши - конкуренты, выдача, сайт беглым взглядом;
  • Оптимизация - тут много работ по технической оптимизации, оптимизации кода, разметки и контента;
  • Внешняя оптимизация;
  • Продвижение внешними факторами.

Так всё ещё просто и понятно, но разберём каждый этап на шаги и распишем конкретней. Не может такого быть, чтобы всё было так просто, ведь первых мест поисковой выдачи на всех не может хватить.

Важная преамбула - перед началом работ по продвижению сайта нужно его добавить в одну или обе системы аналитики: Яндекс Вебмастер, Google Webmaster и Google Analytics. Не повредит и счётчик посещений Яндекс Метрика. Далее пойдем по порядку.

Шаг 1 - Аудит или анализ сайта, поисковой выдачи и конкурентов

Опытный взгляд оптимизатора сразу обратит внимание на то, с чего начать работу и каков будет план действий. Но можно и всё подряд делать, не повредит.

  • анализируем видимость сайта по поисковым запросам
  • анализируем конкурентов (лидеров своего сегмента)
  • оцениваем, что у лидеров лучше и делаем выводы
  • изучаем структуру сайтов конкурентов
  • анализируем ссылающиеся на лидеров сайты (ссылочная масса)
  • группируем запросы, распределяем их по страницам
  • отмечаем, потребуются ли новые страницы или лендинги, или распределим запросы по существующим страницам сайта

Результатом этого шага будет понимание дальнейших работ - потребуется ли создание лендингов, доработка системы управления сайтом, делать мобильную версию сайта или выполнять другие доработки.

На практике бывает так, что приходится сразу менять систему управления сайтом, чтобы быстро пройти несколько шагов вперёд, а не мучать старую CMS. Дело тут в том, что серьёзные изменения на сайте лучше делать сразу, а не спустя пару месяцев работы. Почему именно так, станет понятно чуть ниже.

Шаг 2 - Составление списка запросов

Этот шаг оптимизаторы называют составлением семантического ядра. Семантическое ядро может состоять из нескольких сотен или нескольких сотен тысяч поисковых фраз. Процесс составления ядра достаточно трудоёмкий. Если запросов очень много, то его разбивают на этапы и запускают каждый постепенно, чтобы не останавливать другие работы. На прошлом шаге мы подготовили базу для этого и теперь после составления семантического ядра сможем выполнить важные подготовительные работы: 

  • создать структуру сайта
  • подготовить шаблон для метатегов и заголовков
  • подготовить тексты для продвигаемых страниц
  • перелинковка страниц
  • оптимизация сайта
  • анализ текущей видимости сайта

Шаг 3 - Создание структуры сайта

Сгруппированные запросы из семантического ядра объединяются, чтобы использовать их на одной странице. Эту страницу мы и будем продвигать. Далее мы определим место этой страницы в структуре сайта в зависимости от значимости и количества запросов. 

Редко запрашиваемый поисковый запрос называют низкочастотным. Такой запрос должен быть как можно "глубже", в нескольких кликах от главной страницы. Например, запрос конкретной модели принтера должен вести на страницу этого принтера, а не на страницу со списком всех принтеров или списком принтеров определенного бренда.

Высокочастотные запросы, которые посетители ищут часто, ведут, как правило, на страницы категорий товаров. Например, запрос "принтеры" должен вести на страницу категории "принтеры", где будут представлены все принтеры.

Есть ещё понятие среднечастотный запрос. Для таких запросов удобно использовать фильтры и подкатегории. Например, "принтеры brother" - эта страница может стать результатом выбора посетителем фильтра по бренду. Таких запросов настолько же много, как и низкочастотных, так как можно использовать различные комбинации запросов. Например, принтеры + brother + струйные + белый + с фотопечатью. Из этих 5 слов есть множество комбинаций. 

Если Ваш сайт имеет точки продаж в нескольких городах или регионах, то всё ещё сложнее. В структуре сайта добавится город и количество вариантов запросов увеличится.

Шаг 4 - Внутренняя оптимизация

Исправляем ошибки внутренней оптимизации сайта, удаляем дубли страниц и работаем с продвигаемыми страницами. Проводим технический SEO-аудит сайта.

По пунктам:

  • Настройка автоматического формирования метатегов (прежде всего заголовка и описания страницы), заголовка H1. Используем названия категорий, товаров, фильтров, пересечений фильтров, регионов и городов
  • Настройка продвигаемых страниц. Делаем их понятными используя ЧПУ или user-friendly URL
  • Оптимизируем фильтры: создаём правила формирования ссылок, метатегов, заголовков
  • Оптимизируем время загрузки страниц
  • Удаляем дубли страниц с помощью редиректа, тегов noindex follow
  • Создаём XML-карту сайта
  • Настройка мультиязычности, если она есть
  • Оптимизация постраничного вывода данных
  • Оптимизация серверных заголовков (код ответа сервера и заголовки страниц)
  • Настройка микроразметки

Шаг 5 - Внутренняя перелинковка

Часто причиной плохого ранжирования сайта становится проблема с наполнением продвигаемых страниц статическим весом. О чем речь?

Важно не просто создать продвигаемые страницы и наполнить их нужным контентом, но и сделать правильную внутреннюю перелинковку так, чтобы посетители и поисковые системы могли без проблем попасть на другие страницы. В противном случае они могут не появиться в индексе поисковых систем.

Важно распределить ссылки со страниц с низкочастотными запросами на страницы со среднечастотными запросами, а уже с последних на высокочастотные. Все эти ссылки создаются на основе структуры сайта с учётом вложенности.

Шаг 6 - Контент

Оптимизация контента чуть проще, так как используются наработки предыдущих шагов. На этом этапе формируются уникальные метатеги и заголовки страниц. Используются ранее подобранные фразы для продвигаемых страниц и дополнительные запросы. Важно, чтобы все тексты и заголовки были читаемыми, а не набором фраз.

Шаг 7 - Лимит поискового робота

Поисковый робот имеет лимит на количество страниц, которое он может обойти за один раз на одном сайте. Если сайт большой, то на его индексацию уйдёт много времени. Задача этого шага - скрыть на время или на всегда от роботов ненужные страницы, чтобы он быстрее проиндексировал все самые важные продвигаемые страницы.

Очень важно тут закрыть от индексации страницы с различными сортировками, ненужными подборами, тегами, выборками записей по дате и т.п. Такие страницы ещё называют "мусорными". Если не внимательно отнестись к этому шагу, то можно испортить даже качественную работу предыдущих шагов.

Шаг 8 - Юзабилити

Проверка мобильной версии сайта - сейчас это важный элемент поисковой оптимизации. Обратите внимание на страницу "О компании", "Контакты". Метрики главных показателей должны быть всегда под рукой, нужно обратить внимание на:

  • увеличение длительности нахождения на странице
  • уменьшение показателя отказов
  • невозврат посетителя в поисковую выдачу

Шаг 9 - Внешняя оптимизация

По сути, это наращивание внешней ссылочной массы. Иногда пользователи сами ставят ссылки на понравившиеся им сайты и страницы, но увы так бывает не всегда. Поэтому оптимизаторы добиваются того, чтобы на продвигаемый сайт ссылалось как можно больше тематических и авторитетных сайтов.

Это отдельная наука, поэтому без подготовки за размещение ссылок лучше не браться - можно навредить сайту.

Шаг 10 - Увеличение конверсии

Главный критерий эффективности - продажи. Есть продажи - всё хорошо, нет продаж - плохо. Для некоторых типов сайтов конверсией может быть не продажа, а регистрация или скачивание. Но в любом случае нужно отслеживать показатель конверсии и работать над его увеличением.

Примеры работ:

  • Исправление формы заказов
  • Добавление способов связи с менеджером
  • Изменение цветов элементов
  • Работа с отзывами
  • Настройка индивидуальных рассылок

Шаг 11 - Оптимизация страниц

Поисковые системы регулярно обновляют свои алгоритмы, а значит и оптимизатору нужно подстраиваться под них. Основываясь на результатах работы и поисковой выдаче оптимизатор меняет тексты, заголовки, структуру сайта, добавляет новые страницы. Это долгий, если не сказать постоянный процесс для развивающегося и работающего сайта. 

Сайт постоянно должен изменяться, становиться лучше, удобнее, быстрее. Тогда и в поиске он будет на ведущих позициях.

Вот и всё, теперь можно браться за дело. Работы, как выяснилось, много, но дорогу осилит идущий!